Поездка в Москву

Литературные курсы при Интернациональном Союзе Писателей

Был два дня в Москве. Начали работать литературные курсы при Интернациональном Союзе Писателей (ИСП). Пришел на первое занятие.

Занятия проводят три раза в неделю. Курс рассчитан на два семестра по три месяца. Буду приезжать иногда. А в основном, по-видимому, буду участвовать заочно. Получать записи лекций и готовить домашние задания, связь – по интернету. Возникает вопрос – нужно ли мне, опытному автору, выпустившему 8 книг, заниматься учебой? Ведь я уже многое знаю и умею, имею определенный бэкграунд. Ответ однозначный – да, я не имею литературного образования, и необходимо разрозненные профессиональные знания и навыки литератора систематизировать, привести в порядок, послушать замечания и рекомендации опытных мастеров.

Первое занятие проводил Гриценко Александр Николаевич, председатель правления ИСП.

Занятие понравилось. Познакомились с группой. Было очень интересно. Много талантливой молодежи. Кто-то сказал: «Хочу в кратчайший срок стать известным писателем и получить мировую известность». Намерения похвальные, хочу пожелать успеха. Почему нет? Пусть дерзают. Дорогу осилит идущий. Несколько молодых авторов понравились особенно. Буду следить за их успехами. Из знакомых – сидел рядом со своей милой приятельницей Сашей Окатовой. Опытный литератор, она тоже решила поучиться. Саша очень талантлива, лауреат многих дипломов и наград. Мне нравится ее проза – по-женски эмоциональная и по-мужски напористая.

Мастер попросил написать эссе «Как я себя вижу в литературе». За 15 минут. Все зачитывали свои тексты. Каждый подошел к этому микропроекту по-своему. Привожу собственный текст.

Как я себя вижу в литературе

Я себя в литературе не вижу. Пока.

А вот литературу в себе вижу. Что такое литература во мне? В некотором смысле – это виртуальная реальность, которую я сам и создаю, неизвестно каким образом. С одной стороны, известно: придумываю и пишу. Потом правлю, дорабатываю, рихтую, шлифую, переставляю… Но это как бы вторично. Откуда берутся идеи, герои, события, тексты, если это не нон-фикшн? Неизвестно. Это огромная загадка! Ерофеев уподобляет работу писателя приемнику. Все идеи и тексты поступают в голову из высших сфер, из чего-то вроде всемирного банка данных. А мы их воспроизводим. На это иногда накладываются шумы. Вот шумы-то мы потом и исправляем. Мне кажется, что основой любого творчества – не только литературного – является внимание музыке сфер. Конечно, это доступно только чуткому уху, уху не затуманенному, уху чистого, нравственного человека. И подобное воспроизведение является потребностью творца. Это можно понять – если ты уже достиг, если тебе доступна, если тебе понятна музыка сфер, разве можно от этого оторваться? Это захватывает тебя целиком, в этом ты находишь и свою отраду, и счастье, и если хотите – горе и страдание, и слезы освобождения, катарсис, и очищение своей души, очищение своей личной судьбы. В каком-то смысле занятие литературой, литературное творчество можно уподобить полету в небесах, можно назвать даром небес. Как от этого отказаться? Творец находит счастье в своей работе. Это и есть литература во мне. Которой я готов служить, которая неизмеримо выше меня самого и перед которой я готов преклоняться.

А тогда – существую ли я вообще в литературе? Кто я такой в литературе, если я там существую? Что я в литературе? Это, конечно, важно. Но все-таки вторично. Но эта вторичность не означает, что этим не надо заниматься. Надо!

Безусловно, для писателя большая радость, если его книги востребованы, если у них есть свой читатель, свои поклонники и свои недоброжелатели – недоброжелатели, это тоже очень и очень важно. Важно еще и то, как твою работу оценивает писательский цех, профессиональное признание и т.п. есть еще и обычный житейский аспект – может ли писатель жить на свои гонорары, как писать, если денег нет?

Но все это, весь этот блок – кто я в литературе – он все-таки вторичен.

Мне кажется, писатель должен не бояться выбрать свой путь и иметь мужество идти этим путем. Сколько величайших имен было не признанно, умерло в безвестности, в нищете и забвении. Из недавнего прошлого – трагическая судьба Варлама Шаламова, из более ранних – Платонов, Мандельштам, Коржавин, а до этого – Маяковский, Есенин… Конечно, хорошо когда талант будет оценен при жизни. Редко… Не каждый найдет в себе силы идти свои путем, не прогибаться, не поддаваться воздействию житейских бурь, тоталитарных режимов, революционных диктатур…

Тех, кто не выдержал, я не осуждаю.

Общая формула ответа на вопрос «кем я должен быть в литературе?», на мой взгляд, такова:

«Надо делать свое дело честно, не изменять таланту, а слава пусть догоняет нас на горных тропах и снежных перевалах».

 

Сейчас всем нам выслали образцы творчества каждого из «студентов» — рассказы и отрывки – с удовольствием почитаю.

На второй день были презентации в клубе Шагал. Презентовался украинский сборник альманаха Российский колокол. Сборник посвящен украинской проблематике. Выступали поэты и прозаики. С болью говорили о военных действиях, о гибели фактически наших соотечественников в Донбассе. Я участвовал в этом сборнике парой своих небольших публицистических заметок. Презентовались также новые работы наших авторов, изданных в серии «Современники и классики». Я тоже выступал, презентовал свою публицистическую книгу из этой серии «Живите в России». Потом почитал несколько отрывков из своих детских книг. Выступало несколько симпатичных авторов, поющих своих тексты под собственный аккомпанемент – рок-музыканты и реперы. Я был свидетелем, как работала необычная коммерческая программа Продюсерского центра Александра Гриценко: гонорар авторов – выручка от продажи их книг – выдавался в виде баночек с черной икрой. Забавно. В общем, вечер прошел очень интересно.

В связи с презентацией моей книги я не попал на другое важное мероприятие, проходившее в то же самое время в Москве. Там, как мне сказали, оглашались победители конкурса «Бумажный ранет» радиостанции «Московская правда». Я представлял на этот конкурс свой рассказ «Город, которого нет». И оказался среди четырех победителей. Диплом и знак я, конечно, не получил, так как отсутствовал. Но это не беда – мне передадут в следующий раз, когда буду в Москве.

Поделиться прочитанным в социальных сетях:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *